МОУ "Булюшкинская СОШ"
д.Булюшкина
  • Региональный проект "Профилактика буллинга"

    Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

    Кто участвует в буллинге?
     В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. Тоесть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

     Причины возникновения буллинга в детских коллективах
              Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. 
              Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:

    •  унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.
    • негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.
    • устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
    • привилегированного отношения к заискивающим учащимся.
    •  оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

              Способствовать буллингу могут также:

    •  Наличие в классе признанного «лидера»;
    •  Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);
    • Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников. Отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.


               Кроме поведения взрослых, способствующего процветанию буллинга в школьной среде, выделяют ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей: 

    • Низкий уровень воспитания ребенка;
    • Неадекватная заниженная самооценка;
    •  Высокая импульсивность;
    • Злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми.
    • Сниженное чувство самосохранения у ребенка;
    • Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;
    • Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе;
    • Желание доминировать над другими;
    • Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;
    • Прогулы и слабая успеваемость в школе;
    • Смена воспитателей (отчим, мачеха), появление второго ребёнка в семье;
    • Семейное и сексуальное насилие;
    •  Внутрисемейные конфликты;
    • Низкий социально-экономический статус семьи.
    • Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка;
    • Гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
    • Ранние сексуальные контакты;
    • Приводы в милицию и ранняя судимость.


              Наступление фазы полового созревания ребенка приводит не только к возникновению проблем физиологического и психологического характера, но и развитию критического мышления, позволяющего ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
               Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана. Мотивами буллинга являются: Зависть; Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания); Чувство неприязни; Борьба за власть; Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей; Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; Стремление удивить, поразить; Стремление разрядиться, «приколоться»; Желание унизить, запугать непонравившегося человека.

    Профилактика буллинга


    Первичная профилактика         

            Первичная профилактика направлена на детей – участников буллинга. И включает в себя работу не только с детьми, но и с семьями школьников.
    1. Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение родителей в семье.
    2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
    3. Формирование личности, жизненного стиля, стратегий поведения учеников в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.
                Для предупреждения постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика должна реализоваться по трем направлениям.
    1. Создание условий недопущения буллинга.
    2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) – жертвы с буллерами, ограничение воздействий на него стрессовых воздействий.
    3. Укрепление защитных сил личности любого ребенка в классе в противостоянии травле.

     Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ (при проведении первичной профилактики)


    1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга.
    2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе.
    3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы.
    4.К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей.
    5. Обсуждение проблемы. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые.
    6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися.

     7. Нельзя терять из поля зрения «обидчиков». Беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.

    Работа с компаниями обидчиков (при проведении первичной профилактики)


              Работая с обидчиками, их нужно экстренно и эффективно разоблачать и постараться отделить от группы единомышленников.
    Не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков.
     

    • Работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.
    • Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других.
    • Конструктивно работайте с родителями.

    Работа с подростками (при проведении первичной профилактики)


     1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.
    2. Снижать асоциальное поведение школьников.
    3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
    4. Формировать:

    • навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
    • навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
    • навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
    • навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
    • навыки бесконфликтного и эффективного общения.


    5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

    Вторичная профилактика      

        Проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение (буллеров), и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья учащихся, учителей, работников школы.
              Проблема буллинга очень злободневна в настоящее время. Травля, которой подвергается растущий человек в школе, накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь, мешает строить полноценные отношения в семейной жизни, мешает достичь больших вершин при получении профессии, и часто приводит к самоубийству. Поэтому этой проблеме должны уделять внимание, как родители, так и учителя, администрация школ.

    Школьный ариентир.

    Документы не выбраны

    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie